Материалы Литературно-музыкального музея г.Мичуринск

Previous Next

Уважаемые посетители! Настоящим украшением Литературно-музыкального музея является коллекция раритетных музыкальных инструментов. Совершая экскурсию по нашему музею, во время знакомства с экспозицией "История музыкальных инструментов" вы можете прослушать музыкальные композиции, специально собранные в аудиобиблиотеке нашего сайта, ссылки на которые представлены в QR-кодах рядом с экспонатами. Эти аудиоматериалы связаны с историей дома Голицыных и музыкальных традиций Козлова. Вы насладитесь великолепными "Голицынскими квартетами" Л. Бетховена или звучанием музыкальных инструментов, представленных в экспозиции нашего музея. Также у вас есть возможность самостоятельно ознакомиться с интересными фактами и аудиоматериалами на нашем сайте. Аудиосопровождение станет неотъемлемым дополнением посещения Литературно-музыкального музея. Приятной экскурсии прослушивания!

Виолонче́ль — струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

«Густота виолончельного тембра лучше всего приспособлена для передачи ожидания и мучительного нетерпения» – говорил Осип Мандельштам.
Глубокое, проникновенное звучание виолончели покорило и князя Николая Борисовича Голицына, чье имя связано с домом, в котором располагается наш музей. Именно он считается основателем русской школы игры на виолончели, вызывавшем восхищение истинных ценителей музыки. Людвиг Ван Бетховен сочинил для своего «русского друга» Голицына струнные квартеты, которые называют русскими или голицынскими. Безусловно, виолончель – это один из символов Литературно-музыкального музея, который гордо расположился в экспозиции зала музыкальных традиций. Какова же история этого инструмента? Появление виолончели относится к началу XVI века. В XVII—XVIII вв. усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке. До конца XIX века исполнители удерживали виолончель икрами ног. Но в конце XIX века французский виолончелист П. Тортелье изобрёл изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, что несколько облегчает технику игры. В современной истории Литературно-музыкального музея виолончель играет одну из важных ролей. На концертах, торжествах в нашем музее нередко звучит виолончельная музыка.
Иоганн Себастьян Бах
Сюита для виолончели solo №1, G-dur (исп. Александр Князев):

Бетховен посвятил Голицыну три струнных квартета — Es-dur, op. 127, A-moll, op. 132 и B-dur, op. 130/133 (т. н. голицынские квартеты) и увертюру "Освящение дома" ор. 124. Существует легенда, согласно которой последняя увертюра была посвящена дому Голицыных в городе Козлове.

Людвиг ван Бетховен
Увертюра "Освящение дома" (op. 124):

Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет № 12 ми-бемоль мажор (op.127):

Мандолина хранит дух истории и словно возвращает нас в эпоху Ренессанса.
Это - струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров. История мандолины началась с мандолы, разновидности лютни, которая появилась в XIV веке. Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны. Первое упоминание современного варианта мандолины со стальными струнами («генуэзская мандолина») приходится на работы известных итальянских музыкантов, путешествовавших по всей Европе, обучавших игре на музыкальных инструментах и дававших концерты. Самая ранняя из ныне существующих мандолин была сделана в 1744 году. Старинные мандолины отличает миндалевидное тело с выгнутым, словно шар корпусом, изготовленным из изогнутых досок нужной длины с выемкой - желобком. 
Эти мандолины, как и их современные потомки, называют неаполитанскими мандолинами, потому что их история начинается именно в Неаполе, Италии. Классическая неаполитанская мандолина (в русской музыкальной традиции ее иногда именуют "луковка") обрела свой нынешний вид в конце XIX века. На рубеже XIX-XX веков неаполитанская мандолина становится очень популярной. Инструменты выпускаются десятками тысяч, как индивидуальными мастерами, так и большими мануфактурами не только в Неаполе, но и в других городах Италии, а также в Германии, Франции и других странах. В России мандолина продолжала быть популярной в досоветское и в советское время.
В нашем музее представлены неаполитанские разновидности мандолины. Все они датируются 19 веком и многие из них использовались в одном из старейших образовательных учреждений нашего города – Музыкальной школе - в начале 20 века.
Антонио Вивальди
«Прелюдия» (мандолина):

Фисгармо́ния — клавишно-пневматический музыкальный инструмент, отличающийся наличием фортепианной клавиатуры и напольным или настольным расположением. Внутри фисгармонии находятся различной длины трубки, по которым воздушный поток поступает к металлическим язычкам. Воздух закачивается попеременным нажатием двух ножных педалей. Клавиши, в свою очередь, являются рычагами, при нажатии на которые каналы открываются и закрываются. При этом воздух колеблет тот или иной язычок, заставляя его издавать уникальный звук.
Клавиатура фисгармонии, называемая мануал, фортепианного типа, расположена в средней части корпуса. Под ней находятся створки и педали. Педали управляются ступнями музыканта, а створки – коленями. При помощи створок происходит изменение степени громкости звучания.
Со второй половины XIX века фисгармония получила широкое распространение по всей Европе.
Фисгармония была популярна и в российской империи, особенно среди немецких поселенцев. В переписке А.П. Чехова с братом Михаилом 1888 года находим следующую фразу: "Я переехал на новую фатеру. Рояль, фисгармония, кушетка в турнюре, лакей Василий, кровать, камин, шикарный письменный стол — это мои удобства". Действительно, в 19 веке этот инструмент, часто встречался в интерьерах, являясь помимо всего прочего их украшением и свидетельством хорошего вкуса и аристократизма хозяев. Поэтому в нашем музее, расположившемся в старинном дворянском особняке, фисгармония заняла по праву одно из важных мест, всегда привлекая внимание наших гостей. Экспонат относится к концу 19 века и произведен легендарной японской фирмой Yamaha, изначально специализировавшейся именно на массовом изготовлении фисгармоний.
Boellmann (фисгармония)
Entrée, played on Mason & Hamlin harmonium (фисгармония):

Как известно, гармонь – это один из символов русской деревни, русского национального духа и характера. Существует множество разновидностей гармони. А в нашем музее представлена так называемая елецкая гармонь, которую в 2019 году преподнес в дар музею глава города Мичуринска Максим Викторович Харников. Уникальность этого инструмента в том, что он является не продуктом массового производства, а произведением ручной работы. Обратимся к истории елецкой гармони.

История гармони началась в середине девятнадцатого века в пятидесятых годах. Есть две версии появления гармонного ремесла в Ельце. В тот период существовала тульская гармошка, на основе которой некий крестьянин Ильин, приехав из Тульской губернии в Елец, создал кустарным образом новую гармонь. Его гармонь оказалась лучше, поэтому его ремесленное дело пользовалось успехом. Есть иное мнение о том, как несколько мастеров решили просто усовершенствовать уже существующую тульскую гармонь. Так и появилась в шестидесятых годах всем известная русянка. Из-за широкой клавиатуры справа и удобных клавиш, местная гармоника пользовалась спросом. В конце семидесятых годов принимается решение об очередном усовершенствовании, так русянка превратилась в новую модель гармоники, а назвали ее елецкой рояльной. Благодаря усовершенствованиям, ее диапазон стал больше, клавиатура стала состоять из одиннадцати клавиш и теперь звуки зазвучали одинаково независимо от положения меха. В 20 в. мастера еще больше усовершенствовали инструмент и его возможности, добавив к белым клавишам еще и черные, добавив тем самым еще и полутоны. Особенностью елецкой гармоники стало то, что в отличие от других видов, на ней могли играть сразу двумя руками.

В нашей экспозиции представлена гармонь предположительно середины-конца 19 века, то есть одна из первых моделей. Невероятно привлекательный инструмент, со своим характером и образом, так близким русской душе.
Елецкая гармонь
"Матаня" (неизв. исполнитель):

В горке в тематическом зале нашего музея вы можете увидеть и банджо-мандолину – род гитары с четырьмя сдвоенными струнами. Банджо представляет собой струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинного грифа, на котором могут быть установлены от четырех до десяти струн. Корпус напоминает барабан, на который натянута мембрана, которая может быть изготовлена из пластика или кожи. Изначально банджо был популярным инструментом для исполнения американской традиционной музыки – кантри. Однако его звонкое звучание может использоваться в мелодиях многих музыкальных стилей, придавая им особый характер и настроение.

Банджо
игра на банджо (кантри):

Наш город славен своими музыкальными традициями. В Козловском уезде, в селе Мезинец, родился Верстовский Алексей Николаевич – основатель оперного жанра, автор знаменитой оперы «Аскольдова могила» (1835). В Козловском уезде у него было имение.

А.Н. Верстовский
опера "Аскольдова могила" (хор девушек "Ах, подруженьки, как грустно")

Также в нашем музее вы можете познакомиться с раритетными звуковоспроизводящими устройствами, одно из которых - патефон.
Патефон - механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, переносная версия граммофона. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Портативный граммофон начала выпускать в 1914 году лондонская компания Barnett Samuel and Son под запатентованным названием Dulcephone. Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя — «Патэ» — которая первой начала поставки таких устройств в Россию. В 1930-е — 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали, в том числе под популярную музыкальную композицию "Рио-Рита"
Танец "Рио-Рита" (композитор Энрике Сантеухини).
Запись с патефона 1930-х гг.

Спасибо за внимание! 

Подписка на новости

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о наших последних новостях и специальных мероприятиях.

Пожалуйста, заполните формы для подписки, изменения Вашей информации или отмены подписки

Дом Голицыных (Литературно-музыкальный музей) в Козлове был построен в первой четверти 20-го века князем Николаем Борисовичем Голицыным (1823 год) в стиле русского классицизма.

Наш адрес: 393760 Тамбовская обл. г. Мичуринск, ул. Гагарина, д. 4а

Телефон: 8(47545)5-69-78; 8(47545)5-49-90; 8-953-717-77-61

Поиск